1 post tagged

редактура

VI. ОБ ОЦЕНКАХ



Сегодня хочу поговорить об оценках.

В школе я учился на одни пятёрки. Молодец, скажете вы. Спасибо, отвечу я.

Однако, вместе с отличными оценками в аттестате приходит замечательная штука, которая называется «синдром отличника». Я не знаю, что об этом говорят психологи, и не читал исследований на эту тему. Вполне возможно, что я тут напишу полнейшую ерунду, не имеющую отношения к этому термину. Порассуждаю, ориентируясь только на собственную шкурку.

Значит так, рассказываю. Это такое внутреннее чувство, что всегда и во всём должен быть первым, лучшим. Во что бы то ни стало. Офигительнейший драйвер и моторчик в жопе. Это если вкратце. Круто, да?

Да, всё это здорово, если бы это не было так неоднозначно. Потому как лучшим быть не всегда возможно, да и не нужно по большему счёту. И когда происходит какой-то факап — упустил ли возможность или так уж случилось, — скатываешься в волчью яму неудачников. Ну как, скатываешься, сам себя туда спускаешь. Также стремительно, как в детстве на картонке с горки летел. В пункте назначения — на дне — освежаешь в памяти ритуалы самобичевания и самоедства. Очнувшись на моменте, когда доедаешь собственные коленочки, останавливаешься. Дальше в игру вступает дофаминовая наркомания. Нужно же перед подъемом обратно в гору поправить свой уровень счастья. Где взять дозу? Правильно — еда. Это проще всего: поел и кайфец. Таков механизм заедания. Но сегодня не об этом.

Вот такую штуку выдают вместе с жёлтым металлическим кругляшком в красной бархатной коробочке и предваряющим сие награждение рукопожатием. На самом деле это все происходит несколько раньше. В раннем детстве. Стремишься быть лучшим потому что боишься огорчить родителей, потому что это способ поднять свою самооценку, потому что кто-то внушает мысль «не лучший — жалкий неудачник». И еще с десяток таких «потому». В момент с коробочкой синдром всего лишь получает юридическое право на существование. И продолжает разворачивать лагерь в голове.

В универе немного отпустило. Были хорошие примеры перед глазами ребят, которые рыдали из-за оценок. Чтобы было понятнее, эти оценки — четверки. Я старался не загоняться, но и ниже четвёрки не падать. Пришло понимание, что знания важнее оценок. С трудом, но я все же выбрал красную морду.

Наговорил-то. К чему я это всё?

Я решил стать редактором. Одного желания маловато для таких решений. Надо учиться. Для этого я поступил в Школу редакторов Бюро. По результатам вступительного оказался на восьмом месте. В Школе рейтинговая система обучения. Каждую неделю теория и практика. За тесты и практические задания по дисциплинам начисляют баллы. Все студенты выстраиваются в табель о рангах. На вторую ступень проходит тридцатка лучших.

Восьмое место дало мне небольшой гандикап на старте. Дальше события развивались стремительно. Уже после первой недели я упал на 26-e место, еще через четыре обнаружил себя вне тридцатки. Не стоит говорить о том, что самооценка со свистом входила в пике вместе со мной.

Да, до школы я к редактуре не имел никакого отношения. Да, это было новое для меня направление. Да, у меня была ответственная работа, отъедавшая значительный кусок эмоций и времени. Да, обо всём этом мне говорили, когда пытались задержать мое падение или сделать его более пологим. И нет, мозг отказывался воспринимать эти логичные аргументы.


На этой картинке по синей жирной линии оцените всю красоту моего падения. Там где-то наверху изначальное восьмое место. Скриншот с сайта журнала «ктостудент»



Неделю за неделей я смотрел на ухудшающийся рейтинг. Вместе с неверными красными ответами в тестах вспыхивало алым и мое лицо. А нажать на кнопку «отправить» по завершении теста с каждым разом становилось все сложнее и сложнее. Страх обосраться в очередной раз заставлял откладывать это действие вплоть до пятничного дедлайна, когда уже отступать не было возможности. В образовавшийся промежуток между проставлением всех галочек в тесте и нажиманием на кнопку я лихорадочно проверял-перепроверял ответы. Перестал верить сам себе.

В общем чатике у ребят были схожие проблемы. Были и низкие оценки, и падения в рейтинге. Казалось бы, это должно было помочь почувствовать себя не так плохо. Вызвать ощущение, что ты такой не один, и ничего страшного в этом нет. Но не отпускало. Тревожность нарастала, выкручивала мне соски и отражалась на других сферах жизни.

Я твёрдо понимал, что необходимы изменения. В первую очередь необходимо было чинить голову. Нет, не ещё больше времени тратить на проверку тестов. Необходимо было понять, почему все происходит именно по такому сценарию, и пересмотреть своё отношение к происходящему. Я начал задавать себе вопросы «почему». Почему страшно, почему откладываешь, почему стыдно. Слой за слоем, словно археолог, обнажал закопанные вопросы. Особо ценные места: мины времён детства и пубертата — проходил с кисточкой, чтобы случайно не рвануло. Все же их разминированием должны заниматься компетентные люди. Были опасения, что маятник качнётся в обратную сторону — к полному пофигизму. Обошлось.

Раскопки привели меня к осознанию, что изначально я неверно поставил себе цель. Вбил себе в голову, что должен обязательно пройти на вторую ступень. Эта цель была завязана на оценках. Поэтому малейшие провалы были очень болезненны. Теоретизирования в вопросе неудачи этого похода и вовсе воспринимались глубочайшим провалом. В погоне за рейтингом я забыл о главном. О знаниях. О фундаменте. О том, что написано на сайте Бюро: они дают нам билет в профессию. Я вдруг понял, что если я не поступлю на вторую ступень, то не откажусь от работы в редактуре. Буду шлифовать теорию и обрастать мясом в другом месте. Будут другие учителя. Это не будет провалом. Просто на перекрёстке я пойду не влево, а вправо, например.

И я забил на рейтинг. Просто перестал смотреть его. Выполнять задания и жить стало гораздо легче.

На днях любопытство взяло верх, и я все же посмотрел.

Удивительно было увидеть, что сначала падение замедлилось, а потом и вовсе пошло вверх. Скриншот с сайта журнала «ктостудент»



Это может быть совпадением. Это может быть следствием неудач моих однокашников. Но все же вывод для себя я сделал единственный.



Знания важнее рейтинга




Nov 10   редактура   школа